ghj1 (ghj1) wrote,
ghj1
ghj1

Что такое не везет и как с ним бороться (часть 2)

На днях,  забив на дела,  прошелся по книжным развалам. Как правило продавалось там то что  не нашло покупателя во времена своей молодости. И прикупил я несколько интересных изданий о которых можно будет и поговорить. Возьмем, например, труд  В.Кондратьева «Халхин-Гол Война в воздухе».

Вот тут  я удивлялся  как стремительно деградирвавший от голода,  людоедства и репрессий сталинский СССР бодро наклал япошам на Халхин-голе,  а вот щастливая Российская империя,  руководимая добрым и мудрым царем,  где полным полно блестящих офицеров свою  войну позорно слила.  Попытаемся разобрать это более подробно.

Можно конечно для оценки разницы действий привести пример как советские летчики поздравили японцев с 23 февраля (это было ещё в Китае. кстати, из апокрифических источников почерпнута инфа, что это событие послужило одной из отправных точек идеи атаки на Перл-Харбор).

Но лично меня интересует стиль управления в СССР  и РИ касаемый «скамейки запасных». Действительно  в ходе РЯВ у царя не нашлось полководцев более способных  чем Куропаткин,  а гибель Макарова привела к тому,  что флотом стали командовать весьма нерешительные люди.

А как же обстояло дело в СССР? С сухопутным фронтом все ясно: Жуков заменил  Фекленко т.е. скамейка запасных у Сталина оказалась как минимум на одного человека длиннее чем у Николая. А вот флот придется сравнивать с ВВС -  и то и другое для своего времени высокотехнологичные рода войск. Собственно будем сравнивать не войска, а именно кадры,  которые, как известно, решают все,  будучи подкрепленные техникой.

Начало и для РИ и для СССР  было не  впечатляющим. И гибнущие корабли и гибнущие самолеты (причем в последнем случае практически без  потерь с японской стороны) – все это весьма и весьма похоже. И  вот, как и Макаров в РЯВ,  на восток едет,  нет не один человек, а целых 48! Лучшие пилоты СССР включая личного порученца Сталина  отправляются решать довольно сложную задачу. Пока СССР и РИ действуют в целом одинаково: есть проблема -  отправляются кадры.  Однако дальше в глаза бросаются два различия.

1). Даже если допустить,  по аналогии с гибелью Макарова гибель Смушкевича,  то как видно из  послужного списка оставшихся, (Голованов,  Грачев, Нюхтиков, Рахов(погиб)) – их уровня вполне бы хватило для дальнейших  активных  действий. Однако это все же сослагательное наклонение.  Отметим п.2.

2). Про «странное поведение» русских  морских  снарядов не писал только ленивый. Потребовалось  Цусимское позорище,  что бы начали применяться хоть какие-то меры. Однако и с ВВС СССР не все было гладко. И-15бис уступали японским самолетам причем радикально, однако решение было принято быстро и началась переброска новых  машин в сочетании с выводом устаревших. Оцените, что для принятия подобного решения не потребовался разгром.

В общем, подводя итоги можно сказать, что и в воздушных и сухопутных боях  в Монголии японцы почему то не смогли продемонстрировать то «везение»,  что, по мнению  ряда блоггеров, способствовало их победам над РИ. Поскольку любому демократу известно что СССР был  гораздо слабее и вообще отстойнее РИ то для объяснения подобного феноменального поражения японцев я выдвину две гипотезы: либо звезды не так стали,  либо Монголии дальше чем Манчжурия,  а следовательно мощь японских шаманов была слабее. Естественно,  что различия между парами  РИ-Япония и СССР-Япония в относительном качестве и количестве кадров и техники,  а также возможности быстро маневрировать ими не имеют  к затронутому здесь вопросу никакого отношения.


Tags: история, кадры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments